22:38 Иегова предоставляет «выкуп за многих» | |
Иегова предоставляет «выкуп за многих» 1, 2. Как в Библии описывается состояние человечества и какой единственный выход возможен из создавшегося положения? «ВСЕ творение стонет и мучается по сей день» (Римлянам 8:22). Такими словами апостол Павел описал плачевное состояние, в котором оказались все мы. Людям так и не удалось устранить страдания, грех и смерть. Но в отличие от людей Иегова обладает неограниченными возможностями (Числа 23:19). Бог справедливости предоставил выход из создавшегося положения. Он позаботился о выкупе. 2 Выкуп — это величайший дар Иеговы человечеству. Благодаря этому дару мы сможем освободиться от греха и смерти (Эфесянам 1:7). Он служит основанием для надежды на вечную жизнь — или на небе, или на райской земле (Луки 23:43; Иоанна 3:16; 1 Петра 1:4). Но что такое выкуп? Чему он учит нас о величайшей справедливости Иеговы? Зачем нужно было платить выкуп3. а) Зачем нужно было платить выкуп? б) Почему Бог не мог просто отменить смертный приговор потомкам Адама? 3 Необходимость в выкупе возникла из-за греха Адама. Восстав против Бога, Адам передал по наследству всем своим потомкам болезни, страдания, боль и смерть (Бытие 2:17; Римлянам 8:20). Бог не мог проявить здесь снисходительность и заменить смертный приговор на менее строгое наказание. Сделать так означало бы нарушить свой собственный закон, который гласит: «Плата греха — смерть» (Римлянам 6:23). Если бы Иегова поступился своими нормами справедливости, во Вселенной воцарился бы хаос и беззаконие. 4, 5. а) Как Сатана оклеветал Бога и почему Иегова решил ответить на эти обвинения? б) В чем Сатана обвинил преданных служителей Иеговы? 4 Как мы увидели из 12-й главы, в связи с мятежом в Эдеме были подняты еще более важные вопросы. Сатана опорочил доброе имя Бога. Он представил Иегову как лжеца и жестокого властелина, который лишает свои творения свободы (Бытие 3:1—5). Помешав, казалось бы, Божьему замыслу наполнить землю праведными людьми, Сатана обвинил Бога в несостоятельности (Бытие 1:28; Исаия 55:10, 11). Если бы Иегова не ответил на вызов Сатаны, у многих разумных созданий пошатнулось бы доверие к его правлению. 5 Сатана также оклеветал преданных служителей Иеговы, обвинив их в том, что они служат Богу лишь из корыстных побуждений и не останутся ему верными в испытаниях (Иов 1:9—11). Решение этих вопросов было гораздо важнее, чем то положение, в котором оказалось человечество. Иегова посчитал необходимым ответить на клеветнические обвинения Сатаны. Но как разрешить эти спорные вопросы и спасти человечество? Выкуп означает равноценность6. Какими словами в Библии описывается то, что Бог предпринял для спасения человечества? 6 Решение Иеговы сочетало в себе непревзойденное милосердие и величайшую справедливость; он сделал то, что не мог бы сделать ни один человек. Но в то же время его решение было предельно простым. В Библии мысль об этом передана различными словами, такими, как «искупление», «заглаживание», «примирение» и «умиротворение» (Псалом 48:9; Даниил 9:24; Колоссянам 1:20; Евреям 2:17). Но самое подходящее слово для описания того, что предпринял Иегова, использовал Иисус. Он сказал: «Сын человеческий пришел не для того, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать свою душу как выкуп [греч. ли́трон] за многих» (Матфея 20:28). 7, 8. а) Что в Библии подразумевается под словом «выкуп»? б) Каким образом выкуп связан с равноценностью? 7 Что такое выкуп? Использованное здесь греческое слово образовано от глагола, означающего «освобождать, отпускать». Этим словом обозначали цену, уплачиваемую за освобождение пленных. Поэтому под словом «выкуп» в основном подразумевается то, что платится взамен. В Еврейских Писаниях слово «выкуп» (ко́фер) происходит от глагола, означающего «покрыть». Например, Бог поручил Ною «покрыть» (форма того же слова) ковчег смолой (Бытие 6:14, НМ). Это помогает нам понять, что выкупить также означает покрыть грехи. 8 Примечательно, что это слово (ко́фер), согласно «Теологическому словарю Нового Завета», «всегда указывает на равноценность», или соответствие («Theological Dictionary of the New Testament»). Так, размер крышки ковчега завета в точности соответствовал размеру самого ковчега. Подобным образом, для того чтобы выкупить, или покрыть грех, необходимо было заплатить цену, в точности соответствующую ущербу, нанесенному грехом, или полностью покрывающую этот ущерб. Поэтому, Божий Закон, данный Израилю, гласил: «Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Второзаконие 19:21). 9. Почему мужи веры приносили в жертву животных и как Иегова рассматривал такие жертвы? 9 Мужи веры, начиная с Авеля, приносили Богу в жертву животных. Тем самым они показывали, что признают свою греховность и нуждаются в искуплении, и проявляли веру в то, что Бог предоставит освобождение посредством «семени» (Бытие 3:15; 4:1—4; Левит 17:11; Евреям 11:4). Иегова принимал такие жертвы и благоволил к своим служителям. Однако жертвы животных в лучшем случае служили лишь символической платой. Смерть животных не могла полностью покрыть человеческие грехи, поскольку животные — это существа, стоящие ниже людей (Псалом 8:5—9). Поэтому в Библии говорится: «Невозможно, чтобы кровь быков и козлов снимала грехи» (Евреям 10:1—4). Подобные жертвы служили лишь прообразом истинной искупительной жертвы, которая была принесена позже. «Соответствующий выкуп»10. а) Кому должен был соответствовать искупитель и почему? б) Почему требовалась жертва только одного человека? 10 «В Адаме все умирают»,— сказал апостол Павел (1 Коринфянам 15:22). Поэтому, чтобы заплатить выкуп, требовалась смерть совершенного человека — того, кто в точности соответствовал бы Адаму (Римлянам 5:14). Никакое другое творение не могло бы уравновесить чаши весов правосудия. Только совершенный человек, который бы не находился под приговором адамовой смерти, мог принести «соответствующий выкуп»,— выкуп, в точности соответствующий Адаму (1 Тимофею 2:6). Но для того чтобы выкупить каждого потомка Адама, не требовалось приносить в жертву миллионы человеческих жизней. Апостол Павел объяснил: «Через одного человека [Адама] грех вошел в мир, а через грех — смерть» (Римлянам 5:12). А «так как смерть — через [одного] человека», искупление людей Бог предоставил также «через [одного] человека» (1 Коринфянам 15:21). Каким образом он это сделал? «Соответствующий выкуп за всех». 11. а) Каким образом искупитель должен был «вкусить смерть за каждого»? б) Почему выкуп не распространялся на Адама и Еву? (Смотри сноску.) 11 Иегова предусмотрел, чтобы совершенный человек добровольно отдал в жертву свою жизнь. Как сказано вРимлянам 6:23, «плата греха — смерть». Пожертвовав своей жизнью, искупитель должен был «вкусить смерть за каждого». Другими словами, он заплатил бы за грех Адама (Евреям 2:9; 2 Коринфянам 5:21; 1 Петра 2:24). Это стало бы правовой основой для отмены смертного приговора всем послушным потомкам Адама, поскольку выкуп уничтожил бы разрушительную силу греха* (Римлянам 5:16). 12. Покажи на примере, как уплата одного долга может помочь многим людям. 12 Рассмотрим один пример. Представь, что ты живешь в городе, большинство жителей которого работают на огромной фабрике. Твой труд и труд твоих соседей хорошо оплачивается, так что вы можете жить безбедно. Все было хорошо, пока однажды фабрика не закрылась. Что же случилось? Директор фабрики оказался нечестным человеком, и в конце концов его предприятие разорилось. Теперь ни ты, ни твои соседи не в состоянии заплатить по счетам. Жены и дети безработных, а также кредиторы страдают вследствие нечестности одного человека. Есть ли выход из этой ситуации? Да! На помощь приходит один богатый благотворитель. Он убежден, что фабрика выпускает стоящую продукцию. Кроме того, он искренне сочувствует работникам фабрики и их семьям. Поэтому он решает заплатить долг предприятия и вновь наладить производство. Погашение долга становится спасением для всех работников фабрики, их семей, а также кредиторов. Подобно этому, покрытие долга Адама приносит с собой благословения миллионам людей. Кто предоставил выкуп?13, 14. а) Как Иегова предоставил выкуп для человечества? б) Кому был уплачен выкуп и для чего это потребовалось? 13 Только Иегова мог предоставить «Агнца... который берет грех мира» (Иоанна 1:29). Но для спасения человечества Иегова послал не просто одного из ангелов. Он выбрал Того, кто мог дать окончательный, решающий ответ на вызов Сатаны, брошенный служителям Иеговы. Да, Иегова пошел на величайшую жертву, послав своего единородного Сына, который был «отрадой для него» (Притчи 8:30, НМ). Божий Сын добровольно отказался от небесной жизни (Филиппийцам 2:7). Иегова чудом перенес жизнь и все особенности личности своего первородного небесного Сына во чрево иудейской девушки Марии (Луки 1:27, 35). Став человеком, этот Сын получил имя Иисус. Но с юридической точки зрения его можно было назвать вторым Адамом, поскольку он полностью соответствовал совершенному человеку Адаму (1 Коринфянам 15:45, 47). Поэтому Иисус мог отдать себя в жертву в качестве выкупа за грешное человечество. 14 Кому был уплачен выкуп? В Псалме 48:8 ясно сказано, что выкуп платится Богу. Но разве не сам Иегова предоставил выкуп? Да, однако это не превращает выкуп в бессмысленный, формальный обмен, подобный перекладыванию денег из одного кармана в другой. Важно учесть, что выкуп — это не буквальный обмен, но правовое урегулирование. Предоставив выкуп, Иегова подтвердил, что он твердо придерживается своих совершенных справедливых норм, даже если это обходится ему очень дорого (Бытие 22:7, 8, 11—13; Евреям 11:17; Иакова 1:17). 15. Почему Иисусу необходимо было пострадать и умереть? 15 Весной 33 года н. э. Иисус Христос добровольно подвергся тяжелому испытанию, которое привело к уплате выкупа. Он позволил, чтобы его арестовали по ложному обвинению, признали виновным и пригвоздили к столбу мучений. Но действительно ли Иисусу нужно было так сильно пострадать? Да, ведь решался вопрос о непорочности Божьих служителей. Примечательно, что Бог не позволил Ироду убить Иисуса в младенчестве (Матфея 2:13—18). Но когда Иисус вырос, он мог противостоятьнападениям Сатаны, осознавая всю ответственность и важность происходящего*. Оставаясь «преданным, чуждым коварства, неоскверненным, отделенным от грешников» несмотря на ужасное обращение, Иисус выдающимся образом раз и навсегда доказал, что у Иеговы есть служители, которые хранят ему верность в испытаниях (Евреям 7:26). Вот почему перед самой смертью Иисус победоносно воскликнул: «Свершилось!» (Иоанна 19:30). Завершая дело искупления16, 17. а) Как Иисус продолжил дело искупления? б) Почему было необходимо, чтобы Иисус предстал «за нас перед лицом Бога»? 16 Однако дело искупления было еще не завершено. На третий день после смерти Иисуса Иегова воскресил его из мертвых (Деяния 3:15; 10:40). Благодаря этому важнейшему событию Иегова не только смог вознаградить Сына за его верное служение, но и предоставить ему возможность в качестве Первосвященника завершить дело искупления (Римлянам 1:4; 1 Коринфянам 15:3—8). Апостол Павел объяснил: «Христос, явившись как первосвященник... раз и навсегда вошел в святое место — но не с кровью козлов и тельцов, а со своей кровью — и приобрел для нас вечное избавление. Ибо Христос вошел не в рукотворное святое место, устроенное по образу истинного, но в само небо, чтобы предстать теперь за нас перед лицом Бога» (Евреям 9:1, 12, 24). 17 Христос не мог взять на небо свою буквальную кровь (1 Коринфянам 15:50). Вместо этого он взял то, что представляла эта кровь,— цену своей совершенной человеческой жизни, отданной им в жертву. Затем «перед лицом Бога» он официально преподнес цену своей жизни в качестве выкупа за грешное человечество. Принял ли Иегова эту жертву? Да, и это стало очевидно в Пятидесятницу 33 года н. э., когда в Иерусалиме на 120 учеников был излит святой дух (Деяния 2:1—4). С того времени выкуп стал приносить свои великолепные плоды. Благословения, связанные с выкупом18, 19. а) Каким двум группам людей примирение, ставшее возможным благодаря пролитой крови Христа, приносит благословения? б) Какие благословения выкуп приносит «великому множеству» уже сейчас и принесет в будущем? 18 В письме Колоссянам Павел объяснил, что Богу было угодно через Христа примирить с собой все остальное, заключив мир посредством крови, пролитой Иисусом на столбе мучений. Павел добавил, что примирение затрагивало две группы — «на небе» и «на земле» (Колоссянам 1:19, 20; Эфесянам 1:10). К первой группе относятся 144 тысячи христиан, которым даруется надежда служить на небе в качестве священников и править над землей в качестве царей вместе с Иисусом Христом (Откровение 5:9, 10; 7:4; 14:1—3). Через них в течение тысячи лет на послушное человечество будут изливаться благословения, которые станут возможными благодаря выкупу (1 Коринфянам 15:24—26; Откровение 20:6; 21:3, 4). 19 То, что находится «на земле»,— это люди, которым будет дарована совершенная жизнь в земном Раю. В Откровении 7:9—17 они названы «великим множеством», которое переживет грядущее «великое бедствие». Но связанные с выкупом благословения изольются на них не только в будущем. Эти люди уже «омыли одежды свои и убелили их в крови Агнца». Проявляя веру в выкуп, они уже сегодня получают духовные благословения. Они объявляются праведными и становятся друзьями Бога (Иакова 2:23). Благодаря жертве Иисуса они могут приблизиться «со свободой речи к престолу милости» (Евреям 4:14—16). Их ошибки полностью прощаются (Эфесянам 1:7). Несмотря на несовершенство, они обретают чистую совесть (Евреям 9:9; 10:22;1 Петра 3:21). Примириться с Богом можно не только в будущем, но и уже сейчас! (2 Коринфянам 5:19, 20). В период Тысячелетнего царства Христа эти люди постепенно «освободятся от рабства тления» и наконец «получат славную свободу детей Бога» (Римлянам 8:21). 20. Какие чувства вызывает у тебя размышление о выкупе? 20 «Благодарность Богу через Иисуса Христа» за выкуп! (Римлянам 7:25). Хотя основой для выкупа послужил простой принцип, то, что сделал Иегова, поражает нас своей глубиной и исполняет благоговением. (Римлянам 11:33). Чувство признательности за выкуп и серьезное размышление о нем затрагивает наши сердца и еще больше сближает нас с Иеговой, Богом справедливости. Как и у псалмопевца, у нас есть все основания восхвалять Иегову как того, кто «любит... справедливость и праведность» (Псалом 32:5, СоП). Выкуп не распространялся на Адама и Еву. В отношении того, кто совершал умышленное убийство, в Моисеевом законе существовал такой принцип: «Не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти [«которому надлежит умереть», Тх]» (Числа 35:31). Несомненно, Адам и Ева заслуживали смерти, поскольку они сознательно ослушались Бога. Тем самым они отказались от возможности жить вечно. Чтобы покрыть грех Адама, Иисус должен был умереть не как совершенный ребенок, а как совершенный взрослый человек. Ведь Адам совершил грех умышленно, он полностью осознавал всю серьезность своего поступка и понимал, какие это повлечет за собой последствия. Поэтому, чтобы стать «последним Адамом» и покрыть грех, Иисусу необходимо было сделать зрелый, осознанный выбор и сохранить свою верность Иегове (1 Коринфянам 15:45, 47). Верное служение Иисуса на протяжении всей его жизни вплоть до жертвенной смерти явилось «одним поступком, ведущим к оправданию» (Римлянам 5:18, 19). | |
|
Всего комментариев: 0 | |