Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Был ли Мелитон Сардийский поборником библейской истины? ЕЖЕГОДНО, в день, который соответствует 14 нисана по еврейскому календарю, истинные христиане отмечают Вечерю Господню. Они внимают заповеди Иисуса Христа: «Делайте это в воспоминание обо мне». Именно 14 нисана 33 года н. э. Иисус, отпраздновав Пасху, учредил Вечерю воспоминания своей жертвенной смерти. В тот же день Иисус умер (Луки 22:19, 20; 1 Коринфянам 11:23—28). Во II веке н. э. некоторые христиане изменили дату Вечери Господней и стали отмечать ее по-другому. Но в Малой Азии ее по-прежнему отмечали 14 нисана. Однако, как говорится в одном историческом труде, «в Риме и Александрии вошло в обычай отмечать не смерть, а воскресение Христа и праздновать его в первый воскресный день, следующий за днем смерти Иисуса», называя его «Праздником Пасхи воскресным». Христиан, отмечавших Вечерю 14 нисана в память смерти Иисуса, стали называть «квартодециманами» (то есть «четыредесятниками»). Их убеждения разделял и Мелитон Сардийский. Кем он был? И в защиту каких библейских истин он выступал? «Светило веры» Евсевий Кесарийский в своем сочинении «Церковная история» пишет, что в конце II века Поликрат Эфесский послал письмо в Рим, в котором отстаивал празднование «Пасхи в четырнадцатый день (лунного месяца) по Евангелию, ничего не преступая и следуя правилу веры». В письме говорилось, что Мелитон, епископ из города Сарды в Лидии, тоже придерживался этой даты. Мелитон был упомянут в числе людей, которых считали «великими светилами веры». Поликрат также писал, что Мелитон не был женат, и называл его человеком, «целиком жившем в Духе Святом, почивающем в Сардах, ожидая пришествия с небес и воскресения из мертвых». По всей видимости, Мелитон был одним из тех, кто верил, что воскресение произойдет только после возвращения Христа (Откровение 20:1—6). Судя по всему, Мелитон был отважным и решительным человеком. Он одним из первых составил Апологию христианской веры и обратился с ней к римскому императору Марку Аврелию (годы правления 161—180). Будучи бесстрашным поборником христианства, Мелитон смело обличал нечестивых и алчных людей, которые, прикрываясь разными постановлениями и указами императора, преследовали и несправедливо обвиняли христиан, чтобы завладеть их имуществом. Обращаясь к императору, Мелитон писал: «У нас к тебе только одна просьба: познакомиться сначала с теми, кто вызвал такую ненависть, [с христианами] и решить по справедливости, заслуживают они смерти и наказания или жизни и спокойствия; если же не от тебя идет это распоряжение и новый эдикт (издать его не пристало бы даже против врагов — варваров), то мы тем более просим тебя: не оставь нас на этот открытый грабеж». Исследовал Писание Мелитон проявлял огромный интерес к изучению Священного Писания. Хотя до нас дошли не все его произведения, их заглавия показывают, что он глубоко исследовал Библию. Вот названия некоторых сочинений Мелитона: «Об образе жизни и пророках», «О вере человека», «О творении», «О крещении», «Об истине, вере и о рождении Христа», «О гостеприимстве», «Ключ», «О диаволе», «Об Откровении Иоанна». Мелитон сам побывал в библейских краях, чтобы узнать точное число книг Еврейских Писаний. Некоему Онисиму он писал: «Я отправился на Восток и дошел до тех мест, где Писание было проповедано и исполнено, в точности разузнал о ветхозаветных книгах и послал тебе их список». Хотя в этом перечне нет книги Неемии, а также книги Есфирь, он представляет собой самый древний список книг Еврейских Писаний, составленный автором, исповедующим христианскую веру. Проводя исследование, Мелитон сделал выборки стихов из Еврейских Писаний, содержащих пророчества об Иисусе. В своем сочинении «Эклоги» Мелитон пишет, что Иисус — это обещанный Мессия и что Моисеев закон и пророки указывали на Христа. Подчеркивал ценность выкупа В крупных городах Малой Азии жило много евреев. В Сардах, где жил Мелитон, они справляли еврейскую Пасху 14 нисана. Мелитон написал сочинение «О Пасхе», в котором объяснил, что по Закону Пасху следовало праздновать 14 нисана и поэтому именно в этот день христиане должны отмечать Вечерю Господню. Прокомментировав 12-ю главу книги Исход и объяснив, что Пасха указывала на будущую жертву Христа, Мелитон излагает причину, по которой христианам не имеет смысла отмечать Пасху: Бог упразднил Моисеев закон. Затем Мелитон рассуждает о необходимости жертвы Христа: Бог поселил Адама в раю, где он жил бы счастливо, но первый человек преступил Божье повеление не есть от дерева познания добра и зла. Поэтому и потребовался выкуп. Далее Мелитон пишет, что Иисус был послан на землю и умер на столбе, чтобы искупить верующих от греха и смерти. Примечательно, что Мелитон употребляет греческое слово ксилон, что значит «бревно», когда пишет о столбе, на котором распяли Христа (Деяния 5:30; 10:39; 13:29). Мелитон был известен не только в Малой Азии. С его сочинениями были знакомы Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген. Однако, по словам итальянского историка Раньеро Канталамессы, «после того как среди христиан одержал верх обычай праздновать Пасху в честь воскресения Христа и квартодецимане были признаны еретиками, произведения Мелитона стали терять авторитет и постепенно были забыты». В конце концов это привело к исчезновению практически всех сочинений Мелитона. Влияние отступничества Как и было предсказано, после смерти апостолов в христианскую веру проникли отступнические идеи (Деяния 20:29, 30). И совершенно очевидно, что эти идеи повлияли на Мелитона. Свои произведения он излагал сложным языком, каким отличались сочинения греческих и римских философов. Возможно, по этой же причине он называл христианскую веру «нашей философией». К тому же слияние христианства с Римской империей Мелитон считал «неоспоримым доказательством... [ее] блага». Как видно, Мелитон не принял во внимание слова апостола Павла: «Смотрите, как бы не нашелся тот, кто завладел бы вами, как добычей, через философию и пустой обман по традициям человеческим, по принципам этого мира, а не по Христу» (Колоссянам 2:8). Итак, хотя Мелитон и выступал поборником некоторых библейских истин, многие из них он не признавал.
Иисус учредил Вечерю Господню 14 нисана | |
Просмотров: 249 | |
Всего комментариев: 0 | |