Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Государство и церковь Византии ОСНОВАТЕЛЬ христианства, Иисус Христос, ясно показал, какое отличие должно существовать между его последователями и миром людей, отчужденных от Бога. Он объяснил своим ученикам: «Если бы вы были от этого мира, мир дорожил бы своим. А поскольку вы не от мира, но я избрал вас из мира, потому мир и ненавидит вас» (Иоанна 15:19). Обращаясь к Пилату, политическому деятелю своего времени, Иисус сказал: «Царство мое не от этого мира» (Иоанна 18:36). Исполняя порученное Иисусом задание проповедовать «до края земли», христиане должны были держаться в стороне от дел мира (Деяния 1:8). Как и Иисус Христос, первые христиане не вмешивались в политику (Иоанна 6:15). Преданные своей вере, они не занимали государственных постов и руководящих должностей. Но со временем ситуация изменилась. «Часть мира» Через какое-то время после смерти апостолов у религиозных наставников стало меняться отношение к себе и к миру. Они стали рассматривать «царство» как нечто не только находящееся в мире, но и являющееся его частью. Из истории взаимоотношений религии и политики в Византии — Восточной Римской империи с ее столицей в Константинополе (сегодня Стамбул) — можно извлечь определенный урок. В общесте, где религия традиционно играла важную роль, Византийская церковь с ее центром в Константинополе имела значительную власть. Историк церкви Панайотис Христу однажды заметил: «Византийцы считали, что их империя — это отражение Царства Бога на земле». Однако императоры не всегда соглашались с такой точкой зрения. И порой между церковью и государством возникали серьезные разногласия. В одном справочнике по истории говорится: «Константинопольские [византийские] патриархи могли вести себя по-разному: трусливо заискивать перед сильным правителем... плодотворно сотрудничать с императором... и быть дерзкими и не повиноваться воле монарха» («The Oxford Dictionary of Byzantium»). Константинопольский патриарх, глава Восточной церкви, стал весьма влиятельной фигурой. Он короновал императора и поэтому ожидал, что тот будет твердым защитником православия. Патриарх также был очень богатым, поскольку в его распоряжении находились огромные владения церкви. Он обладал большой властью, потому что имел в подчинении огромное количество монахов, а также потому что оказывал влияние на мирян. Патриарх нередко проявлял неповиновение императору. Он грозил отлучением от церкви, выдавая при этом свою волю за волю Бога, или прибегал к другим методам свержения августейшей особы. Гражданское правление за пределами столицы постепенно теряло свою силу, и епископы нередко становились одними из самых влиятельных людей в своих городах. Обладая такой же властью, как правители провинций, они помогали последним в получении должностей. Епископы проявляли интерес к судебным и светским делам, в которые была замешана церковь, а порой и к тем, к которым церковь не имела никакого отношения. Влиятельность церкви объяснялась еще и тем, что священники и монахи (все они подчинялись епископам) исчислялись десятками тысяч. Политика и симония Как видно из вышесказанного, церковь находилась в тесной связи с политикой. К тому же огромный штат церковников и их религиозная деятельность требовали немалых сумм. Большинство духовных лиц, занимавших высокий сан, жили в роскоши. И обретенные церковью власть и богатство пришли на смену апостольской нищете и нравственной чистоте. Некоторые священники и епископы покупали свои места. Вплоть до самых высоких ступеней церковной иерархии была распространена симония. Церковники, пользовавшиеся поддержкой влиятельных людей, соперничали между собой, стараясь завоевать расположение императора и получить церковную должность. Одним из средств влияния на представителей религиозной олигархии были взятки. Императрица Зоя (около 978—1050) после убийства своего мужа Романа III хотела выйти замуж за своего любовника (будущего императора Михаила IV), поэтому она в срочном порядке пригласила во дворец патриарха Алексия. Там, помимо вести о смерти Романа, патриарх узнал, что от него ожидается провести церемонию венчания. Дело осложнялось тем, что в тот вечер в церкви праздновали Страстную пятницу. Однако Алексий принял щедрые подарки, предложенные императрицей, и удовлетворил ее просьбу. Раболепствие перед императором В истории Византии бывали случаи, когда император, пользуясь фактической властью, диктовал свою волю при выборе Константинопольского патриарха. И тогда никто не мог стать патриархом или удержаться на этом высоком посту, если того не хотел император. Император Андроник II (1260—1332) сменил за время своего правления девять патриархов. В большинстве случаев такие смещения были продиктованы желанием посадить на патриарший престол человека, полностью подчиняющегося императору. Согласно книге «Византийцы», один патриарх даже дал императору письменное обещание «делать все, что тот повелит, независимо от того, насколько противозаконными будут эти повеления, и избегать всего, что могло бы вызвать неодобрение императора» («The Byzantines»). Дважды были случаи, когда император пытался навязать церкви свою волю, посвящая в патриархи представителя из правящей фамилии. Так, император Роман I возвел на патриарший престол своего сына Феофилакта, когда тому было всего 16 лет. Когда патриарх чем-то не удовлетворял императора, тот мог заставить его отречься от престола или отдать распоряжение синоду о его смещении. В книге «Византия» говорится: «Все чаще и чаще в истории Византии высокопоставленные чиновники и даже сам император играли главную роль при выборе епископов» («Byzantium»). Император также сидел рядом с патриархом, председательствуя на церковных соборах. Он руководил обсуждениями, формулировал положения символа веры, вел дебаты с епископами, а также с еретиками, для которых у него всегда был припасен последний аргумент — смерть на костре. Император также утверждал принятые на соборе каноны и следил за их претворением в жизнь. Он мог обвинить противящихся ему не только в государственной измене, но и в выступлении против веры и против Бога. «Никакие действия церкви не должны противоречить воле и повелениям императора»,— сказал один патриарх в VI веке. Епископы при дворе — обходительные, гибкие люди, которых можно было задобрить и которые охотно шли на ведение закулисных переговоров,— как правило, высказывали не больше возражений, чем их повелитель. Например, когда патриарх Игнатий (около 799—878) не допустил кесаря Варду к причастию, тот отомстил ему. Варда обвинил Игнатия в измене и подстрекательстве к заговору. Патриарх был взят под стражу и отправлен в ссылку. Вместо него при содействии кесаря был назначен Фотий — мирянин, за шесть дней прошедший все ступени церковной иерархии, в итоге дойдя до патриарха. Соответствовал ли Фотий требованиям для этой церковной должности? О нем говорили, как о человеке «очень амбициозном, невероятно надменном и непревзойденном в делах политики». Церковные догматы на службе у политики За спорами о ереси часто стояла политическая подоплека, а вовсе не желание представить новые догмы. В общем, император обеспечил себе право диктовать догматы и требовать от церкви подчинения своей воле. Например, император Ираклий (575—641) усиленно стремился преодолеть разногласия по поводу природы Христа, вносившие разделения в его и без того обессилевшую и непрочную империю. Пытаясь достичь компромисса, он предложил новое учение о монофелитстве*. Затем, чтобы упрочить связь с южными провинциями своей империи, Ираклий поставил новым Александрийским патриархом Кира — епископа из Фазиса, который одобрил учение, поддерживаемое императором. Император назначил Кира не только патриархом, но и префектом Египта, дав ему власть над местными правителями. Прибегая к угрозам, Киру удалось добиться того, чтобы бо́льшая часть церкви в Египте поддержала монофелитство. Скудный урожай Согласуются ли эти события со словами и духом молитвы Иисуса Христа, в которой он сказал, что его последователи «не от мира»? (Иоанна 17:14—16). Не только во времена Византии, но и в более позднее время духовные лидеры христианского мира жестоко поплатились за свою причастность к политике и войнам. О чем говорят эти небольшие экскурсы в историю? Благоволил ли Бог и Иисус Христос руководителям Византийской церкви? (Иакова 4:4). Амбициозные религиозные лидеры и их политические приспешники лишь бесчестили истинное христианство. Порочный союз религии и политики представляет в ложном свете истинную веру, которой учил Иисус Христос. Давайте же извлекать уроки из истории и быть «не от мира». [Сноска] Монофелиты заявляли, что, хотя у Христа двойственная природа — Бога и человека, у него одна воля. [Рамка/Иллюстрация на странице 10] «СЛОВНО ОН БОГ, ИДУЩИЙ ПО НЕБУ» События, происходившие во время патриарха Михаила Кирулария (около 1000—1059), служат типичным примером того, какое активное участие принимал глава церкви в делах и притязаниях государства. Став патриархом, Кируларий хотел получить еще более высокий чин. О нем говорили как о высокомерном, самонадеянном и непреклонном человеке, который вел себя так, «словно он бог, идущий по небу». Желая получить больше власти, Кируларий стал предпринимать действия, приведшие в 1054 году к расколу с папой римским. Он заставил императора согласиться с этим расколом. Довольный своей победой, Кируларий организовал восшествие на трон Михаила VI и помог ему укрепиться у власти. А через год Кируларий заставил нового императора уйти с престола и поставил вместо него Исаака Комнина (около 1005—1061). Конфликт между патриархией и империей обострялся. Кируларий, уверенный в поддержке общества, сыпал угрозами, выдвигал требования и прибегал к насилию. Один историк того времени заметил: «Он публично предсказывал падение императора, грубо заявив: „Я возвысил тебя, дурака, но я тебя и сброшу“». Однако Исаак Комнин арестовал его, посадил в тюрьму и сослал на остров Имброс. Такие примеры показывают, сколько проблем мог причинить Константинопольский патриарх и какое сильное сопротивление он мог оказать императору. Правителям часто приходилось сталкиваться с патриархами, которые были умелыми политиками, способными бросить вызов императору с его армией.
(Полностью текст смотрите в публикации) Максимальные границы Византийской империи Равенна Рим МАКЕДОНИЯ Константинополь Черное море Никея Эфес Антиохия Иерусалим Александрия Средиземное море [С позволения] Карта: Mountain High Maps® Copyright © 1997 Digital Wisdom, Inc
Комнин. Роман III (слева). Михаил IV. Императрица Зоя. Роман I (слева). [С позволения] Комнин, Роман III и Михаил IV: с любезного разрешения Classical Numismatic Group, Inc.; императрица Зоя: Hagia Sophia; Роман I: фото с любезного разрешения Harlan J. Berk, Ltd.
Фотий.
Ираклий и его сын. [С позволения] Ираклий и его сын: фото с любезного разрешения J. Berk, Ltd.; все фрагменты иллюстраций на страницах 8—12: из книги L’Art Byzantin III Ravenne Et Pompose. | |
Просмотров: 239 | |
Всего комментариев: 0 | |