Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Крещение Хлодвига. Католицизму во Франции 1 500 лет

Крещение Хлодвига. Католицизму во Франции 1 500 лет

«ИМЕНЕМ Папы, взорвись»,— записка с такими словами была приложена к самодельной бомбе. Бомбу обнаружили в одной из французских церквей, которую папа Иоанн Павел II собирался посетить в сентябре 1996 года. Это пример крайней оппозиции, заявившей о себе во время пятого по счету визита папы во Францию. Тем не менее в том же году около 200 тысяч человек собрались в Реймсе, чтобы вместе с папой отметить 1 500-ю годовщину принятия католицизма франкским королем Хлодвигом. Кто был этот человек, чье обращение в католическую веру называют крещением Франции? И почему празднование годовщины этого события стало причиной разногласий?

Империя приходит в упадок

Хлодвиг родился около 466 года н. э., его отцом был Хильдерик I, король салических франков. В 358 году н. э. римляне завоевали это германское племя, и франкам было разрешено поселиться на территории современной Бельгии — с условием, что они будут охранять границу и служить в римской армии. Тесный контакт с местным галло-римским населением привел к постепенной романизации франков. Хильдерик I был в союзе с Римом и отражал набеги других германских племен, таких, как вестготы и саксы. Этим он снискал благосклонность галло-римского населения.

Римская провинция Галлия протянулась от реки Рейн на севере до Пиренеев на юге. Но со смертью римского полководца Аэция в 454 году н. э. в этой провинции наступил период безвластия. К тому же свержение в 476 году н. э. Ромула Августула, последнего римского императора, и падение Западной Римской империи явились причиной политической нестабильности. В результате Галлия стала напоминать спелый плод, который вот-вот должен быть сорван одним из племен, населявших ее территорию. И вполне естественно, что Хлодвиг, сменив на престоле своего отца, начал расширять границы своих владений. В 486 году н. э. в сражении под Суассоном он разгромил войско последнего римского наместника в Галлии. Благодаря этой победе Хлодвиг получил власть над всей территорией, расположенной между рекой Сомма на севере и рекой Луара в центре и на западе Галлии.

Человек, который станет королем

В отличие от остальных германских племен, франки все еще оставались язычниками. Но на Хлодвига сильно повлияла женитьба на дочери бургундского князя, Клотильде. Ревностная католичка, она сделала все, чтобы обратить мужа в свою веру. Согласно сообщению, записанному в VI веке летописцем Григорием Турским, в 496 году н. э. во время сражения с алеманнами в Толбиаке (теперь Цюльпих, Германия) Хлодвиг пообещал отречься от язычества, если Бог Клотильды дарует ему победу. Хотя казалось, что франки неизбежно проиграют битву, король алеманнов был убит, а его войско окружено. Хлодвиг решил, что Бог Клотильды даровал ему эту победу. Согласно преданию, Хлодвиг был крещен «святым» Ремигием в Реймском кафедральном соборе 25 декабря 496 года н. э. Но, по мнению некоторых, это, скорее всего, произошло позднее, в 498—499 году н. э.

Попытки Хлодвига захватить Бургундское королевство на юго-востоке оказались безуспешными. Но его поход против вестготов принес ему победу: в 507 году н. э. он разбил их войско в долине Вулье, недалеко от Пуатье. В результате он получил власть над большей частью Юго-Западной Галлии. За эту победу византийский император Анастасий пожаловал ему почетный титул консула. Таким образом Хлодвиг занял положение выше всех королей Западной Европы и его власть обрела законную силу в глазах галло-римского населения.

Хлодвиг расширил свои владения на востоке, завоевав территорию рейнских франков, и сделал Париж столицей своего королевства. В последние годы жизни он укрепил свою власть, издав «Салическую правду», или свод законов, и созвав церковный Собор в Орлеане, на котором были определены отношения между церковью и государством. Вплоть до своей смерти, произошедшей, очевидно, 27 ноября 511 года, он единовластно правил тремя четвертями Галлии.

В «Новой британской энциклопедии» о принятии Хлодвигом католической веры говорится как о «переломном моменте в истории Западной Европы». Почему крещение языческого короля было столь значительным событием? Дело в том, что Хлодвиг избрал католицизм, которому противостояло арианство.

Ариане встают в оппозицию

Около 320 года н. э. Арий, священник из Александрии (Египет), стал выдвигать свои идеи о Троице, которые расходились с церковными догматами. Арий отвергал учение о том, что Отец и Сын единосущны. По его мнению, Сын не может быть Богом или равным Богу, поскольку имел начало (Колоссянам 1:15). Что же касается святого духа, то Арий считал его личностью, но занимающей положение ниже, чем Отец и Сын. Это учение, завоевавшее широкую популярность, вызывало яростное противодействие со стороны церкви. В 325 году н. э. на Никейском соборе Арий был осужден на изгнание, а его взгляды подверглись суровой критике*.

Однако религиозные распри не утихли. Они продолжались еще примерно 60 лет. На престоле менялись императоры, и в этих дискуссиях кто-то из них занимал одну сторону, кто-то другую. Наконец в 392 году н. э. император Феодосий I провозгласил религией Римской империи традиционный католицизм с его учением о Троице. В это же время готы были обращены в арианство германским епископом Ульфилой. Эту форму «христианства» вслед за ними приняли и другие германские племена*.

Во времена Хлодвига Католическая церковь в Галлии переживала кризис. Вестготы-ариане старались задушить католицизм, запрещая после смерти епископов назначать на их место новых. Кроме того, внутри церкви возникли два враждующих лагеря, каждый из которых поддерживал своего кандидата на роль папы, и в Риме были случаи, когда представители этих лагерей убивали друг друга. Ситуация еще больше накалялась оттого, что некоторые католические богословы говорили об ожидающемся в 500 году н. э. конце света. Ввиду всего этого принятие франкским императором католицизма расценивалось как благоприятное событие, знаменующее собой «новое тысячелетие святых».

Но какие мотивы были у самого Хлодвига? Хотя не исключено, что он действовал из тех или иных религиозных соображений, несомненно одно: он преследовал определенные политические цели. Избрав католическую веру, Хлодвиг обрел благоволение в глазах большей части галло-римского населения, которая исповедовала католицизм, а также заручился поддержкой церковной верхушки. Это дало ему заметное преимущество перед своими политическими соперниками. Как отмечается в «Новой британской энциклопедии», «его завоевание Галлии стало войной за освобождение от ненавистного ига арианской ереси».

Каким человеком был Хлодвиг

В 1996 году, в преддверии празднования годовщины, Жерар Дифуа — архиепископ Реймский — назвал Хлодвига «символом тщательно обдуманного и осознанного обращения в веру». А вот какого мнения придерживается французский историк Эрнест Лависс: «Обращение в новую веру, по сути, нисколько не изменило Хлодвига, евангельские идеи добра и миролюбия не затронули его сердца». Другой историк сказал следующее: «Теперь вместо Одина [норманнского бога] он призывал Христа, но сам при этом оставался прежним». Хлодвиг стал укреплять свою власть, методично расправляясь с любыми возможными претендентами на престол,— подобно тому как действовал император Константин после своего так называемого обращения в христианство. Хлодвиг истребил «всех родственников, даже самых дальних».

После смерти Хлодвига история о нем стала обрастать легендами, и постепенно из жестокого воина он превратился в святого. Спустя примерно столетие Григорий Турский в одном из своих трудов старался, как полагают многие, провести аналогию между Хлодвигом и Константином, первым римским императором, принявшим «христианство». Кроме того, утверждая, что Хлодвиг крестился в возрасте 30 лет, Григорий, очевидно, желал уподобить его Христу (Луки 3:23).

По тому же пути пошел в IX веке Гинкмар, епископ Реймский. В те времена соборы соперничали друг с другом, стараясь привлечь больше паломников. Составляя жизнеописание своего предшественника Ремигия, так называемого святителя, Гинкмар, очевидно, имел целью прославить свою церковь и увеличить ее доходы. Описывая крещение Хлодвига, автор упоминает белого голубя, принесшего в клюве флакон с елеем для помазания. Это явно перекликается с тем, что произошло, когда Иисус был помазан святым духом (Матфея 3:16). Таким образом Гинкмар попытался показать связь между Хлодвигом, Реймсом и монархией и обосновать идею о том, что Хлодвиг был помазанником Господа*.

Разногласия в связи с празднованием

Бывший президент Франции Шарль де Голль однажды сказал: «Я считаю, история Франции начинается с Хлодвига, избранного французским королем франками, от которых и произошло название этой страны». Но не все разделяют такую точку зрения. Поэтому празднование 1 500-й годовщины крещения Хлодвига вызвало немало споров. В стране, где с 1905 года церковь отделена от государства, многим кажется неуместным официально отмечать годовщину события, связанного с религией. Когда Реймский муниципальный совет объявил о своем намерении оплатить расходы на сооружение помоста к приезду папы, одна организация через суд добилась отмены этого решения как антиконституционного. Некоторые посчитали, что церковь пытается снова обрести религиозную и светскую власть во Франции. В связи с празднованием возникло и еще одно затруднение: изображение Хлодвига использовали на своих эмблемах Национальный фронт, придерживающийся крайне правых позиций, и католики-фундаменталисты.

Были и те, кто отвергал правомерность такого празднования с точки зрения исторической точности. По их мнению, Франция приняла католицизм вовсе не благодаря крещению Хлодвига, ведь галло-римское население уже задолго до него исповедовало эту религию; его крещение также не знаменовало собой и рождение французкого государства: скорее, это произошло в 843 году н. э., когда распалась империя Карла Великого; а первым французским королем был не Хлодвиг, а Карл Лысый.

Католицизму — 1 500 лет

В каком состоянии сегодня католицизм во Франции — «старшей дочери церкви»? По количеству крещеных католиков Франция до 1938 года занимала первое место в мире. Сейчас она стоит на шестом месте — после Филиппин и Соединенных Штатов. Из 45 миллионов католиков в этой стране лишь 6 миллионов регулярно посещают богослужение. По данным недавно проведенного во Франции исследования, 65 процентов католиков «не следуют учениям церкви в вопросах сексуальных отношений», а для 5 процентов из них имя Иисуса Христа — «пустой звук». Именно такие негативные тенденции побудили папу сказать во время своего последнего визита во Францию в 1980 году: «Франция, где твои обещания, данные при крещении?»

[Сноски]

Смотрите «Сторожевую башню» от 1 августа 1984 года, страница 24, англ.

Смотрите «Сторожевую башню» от 15 мая 1994 года, страницы 8, 9.

Имя Людовик (Луи) произошло от имени Хлодвиг, и его именем были названы 19 французских королей (в том числе Людовик XVII и Луи Филипп).

 

(Полностью текст смотрите в публикации)

САКСЫ

Рейн

Сомма

Суассон

Реймс

Париж

ГАЛЛИЯ

Луара

Вулье

Пуатье

ПИРЕНЕИ

ВЕСТГОТЫ

Рим

 

Крещение Хлодвига, рукописи XIV века.

[С позволения]

© Cliché Bibliothèque nationale de France, Paris

 

Крещение Хлодвига (фигура в центре). Скульптура на фасаде Реймского собора во Франции.

 

Визит Иоанна Павла II во Францию, приуроченный к празднованию годовщины крещения Хлодвига, породил немало споров.

Категория: Мои статьи | Добавил: andrey91399 (15.06.2015)
Просмотров: 1914 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0